http://www.topclub.kiev.ua/
Современная музыка, некогда называемая авангардной, собирает все больший круг своих поклонников. По всему миру проходят различные фестивали, на которых исполняются произведения молодых композиторов и композиторов, уже занявших свою определенную нишу в музыкальном мире. На них происходит обмен взглядами, обогащение опытом и даже осуществляется своего рода преемственность (о которой молодые авторы склонны умалчивать).
В Узбекистане знакомство с произведениями таких известных авторов современной музыки, как Пьер Булез, Карлхайнц Штокхаузен, Луиджи Ноно, Джон Кейдж и многих других, обеспечивал фестиваль "Ильхом ХХ", который, к сожалению, прекратил существование. Однако его традиции взял на себя смелость продолжить художественный руководитель ансамбля современной музыки Omnibus Артем Ким, ставший организатором Международного фестиваля музыки и визуальных искусств Black Box. "Черный ящик" - символическое название: никто никогда не знает, что в нем. Это в принципе и есть секрет современного искусства, где находят свое воплощение тысячи новых индивидуальных систем, схем и теорий.
Фестиваль открылся исполнением произведений классиков современной музыки Софьи Губайдулиной "Концерт для фагота и низких струнных" и Альфреда Шнитке Concerto grosso № 1 для двух скрипок, клавесина и струнного оркестра. Свою интерпретацию классиков современной музыки предложили Федор Жариков (фагот), ансамбль Omnibus, солистки Екатерина Савченкова и Екатерина Гроховер (скрипка), Марат Махсудов (клавесин) и камерный оркестр "Туркестон" (дирижер Эльдар Азимов).
Следующие два дня фестиваля были посвящены авторским концертам Питера Адрианца (США) и Ричарда Рейнфоша (Нидерланды).
Произведение "Структуры" для оркестра (всего 16, из которых прозвучали Структуры 10, 13, 14, 15) Питера Адрианца в исполнении ансамбля Omnibus произвело впечатление своим звуковым решением, оформленным световой инсталляцией Степана Николишина (Узбекистан). Основная идея автора - это космические черные дыры, которые представляются для всего человечества загадкой. Это пространство, в котором нет времени, нет эмоций, движения. Время там как бы застыло. Погружение в звуко-световой океан вызвало у слушателя медитативное чувство. Звуковой поток, то надвигающийся и крепнущий, то удаляющийся, обволакивал и уводил в иные субстанции. Этому также во многом способствовало расположение музыкантов на сцене, которое можно было назвать квадрофонным: струнные - на возвышенной конструкции, духовые (деревянные и медные) расположились под ними, на противоположных сторонах сцены - рояль и маримба, рояль и вибрафон, на сцене - конун, куш-най, уд. Своеобразный инструментальный состав произведения говорит о том, что автор находится в поисках новых звуковых тембров, исследования их возможностей, в частности тембров узбекских инструментов. Это также один из многочисленных путей, по которым развивается современная музыка.
Ричард Рейнфош представляет другое направление. В программе концерта прозвучали пьеса "Радио I" в двух сценах на текст Самюэля Беккета в постановке Антона Пахомова и Mappamondo для голоса, тубы и камерного оркестра. Как признался сам композитор, для него первостепенное значение имеет стиль в музыке. В первом сочинении музыка абстрактна, она как бы помогает почувствовать образ одинокого человека. Интерес представляет введение автором в партитуру голоса Джона Кейджа, записанного на пленку. Запись была по усмотрению композитора перемонтирована, что превратило речь Кейджа в то, что в литературе называется "потоком сознания". А вот Mappamondo пронизано разностилевыми аллюзиями. Обращение к музыке старинных полифонистов неслучайно: само сочинение связано с именем известного картографа XV века Фра Маура, создавшего первую карту мира (mappamondo). Сочинение было исполнено Георгием Дмитриевым (бас), Виталием Лазаревым (туба) и ансамблем Omnibus. Дирижировал Ричард Рейнфош.
Завершил Black Box новый спектакль театра "Ильхом" "Радение с гранатом". Текст Марка Вайля, Дмитрия Тихомирова, сценография Бабура Исмаилова, музыка Артема Кима, хореография Дэвида Руссива. В синтетическом спектакле соединились театр, танец (попытка воссоздания древнего среднеазиатского танца юношей "Бачей"), video-art - использование элементов мультимедиа, соединяющих действие с оригинальной живописью Усто Мумина и документальными материалами.