Выступление в прославленном зале Обычно концертный сезон в Голландии начинается в конце августа. И по традиции на открытии сезона в одном из самых известных и престижных концертных залов Европы-"Amsterdam Concertgebouw" публика бесплатно может послушать выступления всех ведущих коллективов страны. Музыканты играют ту музыку, которая будет звучать в их исполнении в предстоящем сезоне. Специальный ведущий этой серии презентаций подробно рассказывает о будущих концертах, о музыкантах, об основных направлениях в музыке. Раскрывая перед зрителем широкую панораму стилевого разнообразия музыки, исполняемой сегодня в Голландии, власти города таким образом стимулируют развитие зрительского интереса к ней. Одним из самых интересных мультикультурных проектов нового сезона ведущий назвал "Атлас Академию", детище голландского ансамбля "Атлас"/"Аtlas Ensemble". В представляющем этот проект концерте дирижировал ташкентский дирижер и композитор, художественный руководитель Ансамбля Omnibus Артём Ким. Артём Ким: "Если вы посетите сайт "atlasensemble.nl", то найдете там всю информацию об "Атлас Академии". Этот проект уже в десятый раз собирает лучших исполнителей на народных инструментах со всего мира. И, наверное, в последние десятилетия ХХ века в воздухе витала эта идея - в равной степени использовать инструменты традиционной и классической музыки в произведениях современных композиторов. Так, японцы Такемицу или Хосокава, искренне почитающие национальные традиции, широко использовали народные инструменты в своей музыке. Наши узбекские композиторы также использовали, к примеру, танбур в симфонической и камерной музыке. Однако долгое время эти попытки были спорадическими. И лишь на стыке ХХ - ХХI веков возникло несколько весомых мультикультурных проектов. Самый известный из них - это, конечно, "Шелковый путь". Но этот проект известен в большей степени благодаря фигуре виолончелиста Йо-Йо Ма, вдохновителя и основной движущей силы "Шелкового пути". Проект Ансамля "Атлас" - несколько другой направленности, потому что, во-первых, в нем участвует больше инструментов, чем в "Шелковом пути", а во-вторых, концептуально и стилистически он намного интереснее, - для меня, во всяком случае. Он ставит перед собой сложнейшие эстетические и технические задачи, поэтому и стал настоящим музыкальным феноменом. Именно своим стремлением стать таким феноменом, а не просто "музыкальной кунсткамерой", он и интересен. И если поначалу идея собрать в одном ансамбле музыкантов, играющих на народных инструментах всего мира, казалась сумасшедшей, то спустя 6 лет его художественный руководитель Джоэль Бонс получил за Atlas Ensemble как за самый интересный музыкальный проект года Государственную премию Нидерландов. В августе 2010 года в рамках проекта "Атлас Академия" в Амстердамской консерватории прошли Open House Days/ Дни открытых дверей. Зрители могли наблюдать, например, как мы с музыкантами репетировали пьесу молодого автора для 4 инструментов: армянского дудука, японской шакухачи, европейских флейты и гобоя. Или после выступления вместе с исполнителями и автором этой композиции обсудить какие-то ее особенности. Разнообразные музыкальные события происходили параллельно в двух залах и зрители могли выбирать то, что им нравится. Как было уже сказано, Аtlase Ensemble, кроме основного состава, постоянно приглашает со всего мира лучших исполнителей на народных инструментах. Например, в прежние годы исполнителями на нае были музыканты из Турции, Сирии, Марокко. А в этом году играть на этом народном инструменте голландцы пригласили Батыра Досимбетова. И его присутствие в проекте "Атлас-Академия" было неслучайным. Во-первых, потому что он музыкант нашего Ансамбля Omnibus, который не первый год работает с Аtlasensemble. Во вторых, мы в своём мастер-классе Omnibus Laboratorium второй год пытаемся соединить узбекские народные инструменты с классическими. Наши будущие студенты-композиторы пишут сочинения сразу для тех и других инструментов. Батыр был одним из самых деятельных участников обоих мастер-классов и проявил большой интерес к исследованиям и исполнительской практике именно в этом направлении. Тогда же он был включен в основной состав музыкантов Ансамбля Omnibus. И как очень принципиальная для нас фигура, нуждающаяся в дальнейшем образовании и в опыте работы с зарубежными музыкантами, Батыр был приглашен для участия в работе этого мультикультурного проекта "Атлас-Академия". А за неделю до поездки в Амстердам он вернулся из Америки с мастер-класса с американским ансамблем "Вang on a Can". Там он слушал совершенно другую, американскую минималистическую современную музыку. Всё это дает ощутимый толчок дальнейшему развитию музыканта… Имея восьмилетний опыт сотрудничества с Аtlas Ensemble, и будучи автором десятка сочинений для него, в этой сессии я часть времени посвятил педагогической работе. Дело в том, что молодого композитора, желающего использовать в своем сочинении народные инструменты, ожидает целый ряд специфических проблем. И я предлагал свои варианты решения этих проблем. Первое, с чем композитор столкнется, работая с исполнителями на народных инструментах, это то, что, будучи блестящими музыкантами-импровизаторами, некоторые из них вовсе не читают ноты. У западных и восточных исполнителей также существенно отличаются слуховой опыт и общее понимание того, что такое музыка. Еще одна проблема заключена в несовпадении систем настройки народных инструментов и инструментов классической музыки. Подстройка, притирка инструментов друг к другу с учетом их динамических, технических и прочих особенностей - процесс сложный и длительный. В Европе процесс вхождения народных инструментов в инструментарий классической музыки занимал столетия. И композитор, сочетая инструмент японской музыки вместе с инструментом из музыки турецкой, вместе с ними так или иначе использует и стоящий за инструментами культурный фон, бэкграунд. В международном проекте "Атлас Академия" мы как раз и помогаем молодым композиторам решить многие из этих эстетических, этических и технических проблем." Еще о проекте можно прочитать отчет на английском языке на сайте ансамбля ("atlasensemble.nl") |