Из лекций Мортона Суботника Мы предлагаем вашему вниманию цитаты из двух лекций композитора Мортона Суботника/ Morton Subotnick (США), прочитанных им 25-26 октября 2013 г. в Ташкенте в рамках IХ международного образовательного проекта Omnibus Laboratorium. Полный текст лекций находится в Центре современной музыки Ансамбля Omnibus в Гете-институте (Ташкент). "Всю свою жизнь я размышлял над тем, как соединить музыку, существовавшую в мире до середины ХХ века и музыку, возникшую с появлением новых технологий, изменивших звуковой мир коренным образом." "Хотя система восприятия музыки у каждого человека во многом зависит от привычных для него культурных автоматизмов и другое восприятие ему кажется неестественным (к примеру, обратная звуковысотность), но когда человечество начинает жить всё большими группами, то и системы восприятия постепенно объединяются." "На существенное изменение роли музыки повлияла лишь техническая революция начала ХХ века, когда люди стали жить в больших индустриальных городах и шум механизмов стал сопровождать их повсюду. Музыкальные экспериментаторы провозгласили: "Старое мертво, да здравствует новое!". И это означало, что всё написанное до этого ушло в прошлое, - надо сочинять музыку из окружающего шума и ритма, строить не похожие на привычные музыкальные инструменты, в которых главным источником звука была вибрация." "Когда в 1959 году мне заказали музыку к спектаклю "Король Лир", я решил не использовать традиционные музыкальные инструменты, не заниматься, как другие, с исполнителями, не расписывать партии и т.п. Мне было интереснее конструировать всю музыку для спектакля на магнитофонной пленке в студии, чтобы попытаться создать из голоса актера, играющего Лира, звуки шторма, какие-то акценты и пр." "Оказалось, что когда заново создаешь инструменты, то надо заново придумывать и законы музыки, представлять не только структуру инструмента, но и то, как его настраивать и какие приблизительно фактуры можно играть на нем." "Попробуем задуматься, кто мы такие на животном уровне и как на базовом уровне мы выражаем свои эмоции, желания и инстинкты. А выражаем мы их на языке тела (жестами, позой, положением рук и ног и пр). При этом язык тела сопровождается звуками разной высоты и длительности. Кроме того, для понимания послания, переданного музыкальными звукам, необходима память. Сопоставляя с ее помощью новые запомнившиеся звуковые формулы с предыдущими, мы можем построить логическую связь между ними." "Но если вернуться к базовым понятиям и попытаться понять, почему музыкальные составы (как в Европе, так и в Полинезии) - либо совсем маленькие, либо сразу монументальные, "один - вместе", то придется признать, что в утробе матери мы - "вместе", а рождаясь, мы отделяемся и становимся "одинокими". Когда мать берет нас на руки - мы опять "вместе". Это очень глубоко заложенный в нас механизм, ощущение "один - вместе", и пути, по которым развивается музыка, именно такие же: "один - вместе". В музыке XVII-XVIII веков, у Вивальди и Моцарта, проблем с этим механизмом не возникало, простое чередование "соло - вместе" не вызывало конфликтов. Но в XIX веке у людей возникло желание быть еще и личностями, а не только быть "вместе" или "одним". |